Мой край - Отдел культуры Шаройского района

Перейти к контенту

Главное меню:

Мой край

Край мой – гордость моя!
Шаройский район создан 2000году. Села, входящие в него имеют свою многовековую историю. Большая часть района относится к пограничной зоне, так как граничит с Дагестаном и Грузией. Районный центр-с.Химой, в него входит 11 населенных пунктов. Шарой-это самая южная сторона Чеченской Республики. Чтобы достичь этого, необычайно живописного места нужно преодолеть серпантины горных дорог, проехать мимо нависающих скал вдоль дороги реки Шаро-Аргун. Села в районе сохранили свой первозданный вид: небольшие дома разбросаны вдоль склонов, из дворов которых открывается великолепный вид на окружающие горы. Однако современность вносит свои коррективы- проведено электричество , построены современные здания из красного кирпича. Район привлекает для рабтты српециалистов из других районов Чечни. В районе построены РДК, здание районной библиотеки.Теперь вместо холодного домика читатели посещают промторную и светлую библиотеку.
Историческая область Шарой лежит в верховьях реки Шаро-Аргун, к востоку от чеченских обществ Чанти и Хачарой, к западу от Чеберлоя. На юге она граничит с Грузией, на севере - с Ичкерией. Название ее, вероятнее всего, связано с прилагательным «шера» - гладкий, плоский, которое в горных диалектах звучит как «шара». Оно может объясняться тем, что течение Шаро-Аргуна образует широкие ущелья с пологими берегами. Шарой состоял из нескольких десятков селений, крупнейшими из которых были Шарой, Химой, Хакмадой и Шикарой.
В тукхум Шарой входили следующие тейпы: Бути, Юесалой, Нохч-Келой, Хакьмадой, Химой, Хуландой, Чайрой, Шарой, Шикъарой, Ц1еси. Известный грузинский историк И.А.Джавахишвили связывал с топонимами Шарой, Шаро-Аргун, этноним «сармат», который, по его мнению, звучал как «шармат». Но так 
как в греческом и латинском нет звука «ш», он был зафиксирован в античных источниках как «сармат». Элемент «Шар, Шаро», является древнейшей частицей этно- топонимического ряда и встречается во многих топонимах на территории Кавказа. Согласно средневековым грузинским хроникам, в X веке на территории Абхазии существовало владение государя Шаро.Селение Шарой представляло собой башенное поселение, состоявшее из трех боевых и нескольких жилых башен, которые были расположены недалеко друг от друга, образуя неприступный замок. Промежутки между отдельными строениями защищались каменными стенами. 
По сути дела, это была настоящая средневековая крепость. Она находилась на перекрестке важнейших дорог и занимала возвышенность, которая имела стратегическое положение. Жители Шароя имели возможность контролировать дорогу из Закавказья и Дагестана в Аргунское ущелье, а также в Чеберлой и Ичкерию. На сегодняшний день из четырех боевых башен в селении полностью сохранилась одна, а также первый этаж второй. Сохранившаяся боевая башня стоит на юго-восточной окраине мыса, на котором располагалось древнее селение Шарой. С северо-восточной стороны мыс огибает небольшая речка Жогалдой-ахк, южная его сторона, постепенно понижаясь, террасами спускается к реке Шаро-Аргун. В верхней части мыса мощные базальтовые плиты образуют продолговатое плато, на котором были построены, в основном, все средневековые сооружения. Башня стоит на скальном выступе, стены ее выложены из хорошо обработанных камней на известковом растворе. Она слегка суживается кверху, угол сужения около 5 градусов.
 Селение Шарой было древнейшим центром, вокруг которого группировались селения других тейпов, входящих в этот тукхум[1]. В более древние времена здесь находилась резиденция правителя и место заседаний Совета старейшин тукхума Шарой. Если Шарой являлся административным центром этой области, то селение Химой, которое находится в нескольких километрах к юго-востоку от него, было ее культовым центром. Согласно полевым материалам, на окраине Химоя были солнечные часы, которые представляли собой круг из огромных камней, в центре которого располагался высокий каменный столб. По всей видимости, это были не только часы, но и своеобразная обсерватория для наблюдения за движением Солнца. В древности, в определенный период развития культа Солнца, у чеченцев был наложен запрет на наблюдение за солнечным светилом. И жрецы наблюдали за его тенью, считая тень ипостасью Солнца. По преданию, селение Химой было основано неким Цулцой из Нашха. Цулца с семью сыновьями ушел из района озера Галанчож, что находится на западе горной Чечни, спасаясь от кровной мести. Добравшись до ущелья, где сегодня располагается селение Химой, путники остановились на склоне горы, к западу от него. Здесь Цулца построил башню. Это место называется Цулца-гу, «склон Цулцы». Позже, закрепившись в этом ущелье, Цулца построил для своих сыновей на правом берегу Шаро-Аргуна семь жилых башен. Позже к ним переселились переселенцы из Нашха и других районов Чечни В Средневековье селение Химой было настоящей крепостью, с боевыми башнями, окруженное со всех сторон высокой каменной стеной. Здесь пересекались дороги из западных и северных районов Чечни в Грузию, Дагестан, Чеберлой. Первоначально жители Химоя были язычниками. Старики-химойцы, уже будучи мусульманами, ходили к святому месту у озера Кезеной-ам, которое в языческие времена называлось Ана-гучу. Позднее здесь была построена христианская церковь, от которой остались здесь только руины. Из средневековых построек в селении Химой сохранились четыре полуразрушенные жилые башни, которые носят имена своих последних хозяев: Адай-гала, Гой-гала, Маштай-гала, Хаматхан-гала. Мечеть XVIII века, которая была в 70-е годы зафиксирована археологом В.И.Марковиным, несколько лет назад полностью перестроена и уже не представляет никакого интереса для историков архитектуры. Селение Шикарой находится в 10 км к северо-западу от районного центра Шарой, на высоком мысе, образованном небольшими речками, впадающими в Шаро-Аргун с правой стороны. В средневековье оно было настоящей крепостью. Мощные жилые башни с бойницами стояли на обрывистом краю мыса и плотным кольцом окружали его почти со всех сторон. 
Селение делилось на две части : Байдие - комплекс жилых башен в восточной, обрывистой части мыса и Пхиедие - западная часть, расположенная на его вершине. Боевые башни, стоявшие в верхней части мыса, разрушены до основания. Жилые башни, которых в селении Шикарой более 20-ти, находятся в различном состоянии. На их камнях - множество петроглифов. Селение Хакмадой Шаройского района, расположено в 5-ти километрах к югу от районного центра Шарой, в восточной части огромного мыса, который образуют небольшие речки Хакмадой-ахк и Мельчихи, являющиеся правыми притоками Шаро-Аргуна. Селение представляет собой вытянутую с запада на восток в верхней части мыса цепь средневековых построек, большинство из которых представляют собой руины. Лучше всего сохранилась мечеть XIX века, датировку которой подтверждает табличка с арабской надписью. Необычной для горных районов Кавказа является лечебница, построенная в XIX веке прямо на минеральном источнике. Боевые башни в селении разрушены. По преданию, при строительстве мечети использовали камень этих башен. Сохранились в разном виде жилые башни. Некоторые из них подверглись значительной перестройке в позднейшее время. Селение Жогалдой расположено на покатом склоне горы Жогалдой-лам, на левом берегу реки Шаро-Аргун, в 5-ти километрах к северо-востоку от районного центра Шарой.
Это типичное средневековое селение горной Чечни, состоящее из каменных жилых башен. Большинство средневековых строений руинизировано. В селении осталось несколько памятников относительной сохранности, в том числе циклопическая постройка XI века, жилая башня XVI века. На руинах средневековых построек сохранилось множество петроглифов. Некоторые камни с петроглифами гораздо древнее самих строений. Их можно отнести к 1-му тысячелетию до н.э.
В Средневековье почти все селения Шароя были башенными, то есть состояли из жилых и боевых башен. Многие из них, особенно боевые башни, были разрушены во время Кавказской войны, часть во время выселения чеченцев в 1944 году.
Сегодня руины величественных каменных строений сохранились в селениях Шарой, Химой, Хакмадой, Шикарой. [1] Социальная организация хурритов напоминала организацию чеченских средневековых тейповых общин. У них существовали большесемейные общины, именуемые в документах домами - биту или башнями - димту (ср. чеч. ц1а - дом, группа близкородственных семей). Несколько семейных общин образовывали село, которое являлось территориальной или территориально-родственной общиной. Селения располагались вокруг укрепленного поселения, где находился главный храм, жилища правителя и должностных лиц города-государства. Здесь же собирался совет старейшин и народное собрание, которые активно участвовали в процессе управления.
 
Поиск
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому | Назад к главному меню